Карточки РЦФГ
Права граждан

Защита прав потребителей финансовых услуг: основная проблематика

Права потребителей финансовых услуг —это сфера общественных отношений, которая требует защиты. Человека могут обмануть на самых, казалось бы, безобидных, на первый взгляд, моментах — например, на страховании.

В сфере финансовых услуг важное значение для потребителя приобретает в первую очередь понимание того, какая именно услуга оказывается. Зачастую потребитель сталкивается с недостаточно четким представлением в силу невнимательности, финансовой или, к примеру, юридической неграмотности.

В связи с этим важнейшую роль играет внимательное изучение договора, т. е. условий, которые предлагает контрагент.
Следует отметить, что финансовая организация обязана в полной мере предоставить информацию о финансовом продукте либо услуге. К основным параметрам оказываемой услуги следует отнести:
1) ее содержание;
2) сумма и сроки всех необходимых платежей непосредственно как для самого потребителя, так и платежей, которые обязуется по договору производить финансовая организация в пользу потребителя. В данном случае учитываются также и дополнительные, либо связанные услуги по договору;
3) обязательства сторон по договору;
4) штрафы и пени, которые возникают в связи с невыполнением обязательств, либо просрочке платежей;
5) риски, связанные оказываемой услугой;
6) условия досрочного прекращения договора, а также связанные с этим возможные потери для потребителя;
7) сама процедура оказания услуги — от заявки до прекращения действия договора.

К основным параметрам можно отнести и другие критерии, характерные для конкретного договора и вида оказываемой финансовой услуги. Важной практической рекомендацией будет обращение потребителя к представителю услугодателя за соответствующими разъяснениями.

Право на раскрытие информации об условиях договора до момента его заключения в сфере оказания финансовых услуг прописано в ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Вторая важнейшая практическая рекомендация относится к так называемому «мелкому шрифту», который на практике потребители зачастую игнорируют, в связи с чем может возникнуть ряд правовых последствий, на которые не рассчитывал потребитель.
Зачастую финансовые организации предлагают дополнительные услуги наряду с основными. Основываясь на ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, потребителю финансового продукта всегда следует помнить о возможности отказаться от дополнительных услуг, если в них нет необходимости.

Тем не менее, следует внимательно вчитываться в условия конкретного договора, поскольку подобный отказ может повлечь за собой потерю определенной выгоды. В данном случае все зависит от конкретных обстоятельств.

Михеева Анна, специалист РЦФГ Кировской области