Карточки РЦФГ

Негосударственные пенсионные фонды в России

Сбережения

В основе негосударственного (дополнительного к государственному) пенсионного обеспечения граждан лежит принцип долгосрочного накопления средств, поступающих на персональные счета граждан в виде их личных взносов и взносов работодателей, а также доход от инвестиций пенсионных активов.

Негосударственная пенсия — серьезная добавка к государственной и, например, средний американец, выходя на пенсию, имеет на своем счете в НПФ несколько сот тысяч долларов.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения началось в первой половине прошлого века. Первоначально в нем участвовали наемные работники и самозанятое население с высоким уровнем доходов, которое не подлежало обязательному пенсионному страхованию. Постепенно в процесс по частному формированию пенсии подключились работники со средним уровнем заработной платы.

Значительный рост негосударственного пенсионного обеспечения в промышленно развитых странах начался в 60-х годах XX века. Побудительным мотивом к такому росту явился существенный рост заработной платы, который не всегда приводил к росту пенсий. Это было связано с имевшимися в большинстве стран ограничениями максимального заработка, с которого могли взиматься страховые взносы в государственные пенсионные фонды.

Такой механизм, с одной стороны, ограничивал финансовую нагрузку на работодателей, уплачивавших страховые взносы, но, с другой стороны, сдерживал рост пенсий.

Логичным выходом из сложившейся ситуации стали индивидуальные пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах, формировавшие после завершения трудовой деятельности весомую надбавку к государственной страховой пенсии работника.

В итоге в большинстве стран Западной Европы, США, Канаде сформировались пенсионные системы, в которых на долю негосударственных пенсионных фондов приходилось от 20 до 40% всех пенсионных выплат.

Развитие негосударственных пенсионных фондов в РФ началось с выхода в сентябре 1992 г. Указа Президента «О негосударственных пенсионных фондах». Однако фактически НПФ стали создаваться только после того как в декабре 1994 г. было утверждено «Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов».

В 1998 году вступил в действие Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах», закрепивший их правовой статус и механизм функционирования.

Согласно этому закону негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это организация, исключительной деятельностью которой являются:

• негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение;

• обязательное пенсионное страхование.

В традиционном понимании негосударственное пенсионное обеспечение -- это формирование негосударственной пенсии за счет добровольных пенсионных взносов граждан (из личных средств) либо работодателей (из собственных средств).

Услуги по НПО оказываются негосударственными пенсионными фондами (НПФ) на договорной основе.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения — это соглашение между НПФ и его вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик уплачивает в НПФ пенсионные взносы, а НПФ обязуется выплачивать участнику негосударственную пенсию.

Вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Так, по договору негосударственного пенсионного обеспечения вкладчиком (например, работодателем) уплачиваются пенсионные взносы в пользу участников (своих работников), которым НПФ обязуется выплачивать негосударственную пенсию. В этом случае речь идет о негосударственной корпоративной пенсии.

Участник может выступать и вкладчиком в свою пользу. В данном случае речь идет о негосударственной индивидуальной пенсии.

Порядок и условия исполнения НПФ обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения определяются пенсионными правилами НПФ.

Особенностью функционирования негосударственных пенсионных фондов в РФ является то, что они допущены к деятельности не только по добровольному пенсионному обеспечению, но и по обязательному пенсионному страхованию (в части управления накопительной частью страховой пенсии).

Деятельность по обязательному пенсионному страхованию негосударственный пенсионный фонд вправе только после его включения в реестр НПФ — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (система гарантирования средств пенсионных накоплений) является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Основная задача системы — гарантировать сохранность средств пенсионных накопления застрахованных лиц, формирующих накопительную пенсию в Пенсионном фонде РФ, либо в одном из негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.


Гарантирование средств пенсионных накоплений осуществляется Агентством по страхованию вкладов посредством выплаты гарантийного возмещения, которое производится при наступлении одного из следующих событий (гарантийные случаи):

• аннулировании лицензии НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признании его банкротом и открытии в отношении такого НПФ конкурсного производства;

• недостатке суммы взносов на день установления застрахованному лицу пенсионных выплат за счет СПН;

• снижении размера резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию ниже минимального уровня, установленного Правительством РФ.


Агентство гарантирует возмещение всех взносов и средств, отраженных на счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением накопленного инвестиционного дохода. При этом размер назначенных за счет средств пенсионных накоплений выплат гарантируется полностью и не может быть уменьшен.

Выплата гарантийного возмещения осуществляется Агентством за счет средств фонда гарантирования средств пенсионных накоплений, являющегося финансовой основой системы гарантирования. Основным источником формирования указанного фонда являются гарантийные взносы НПФ, поставленных на учет в системе гарантирования пенсионных накоплений (фонды-участники), и ПФР.

Начиная с 01.01.2015 Агентство ведет реестр НПФ — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. НПФ включаются Агентством в реестр на основании решений Центрального банка РФ, ПФР является участником системы гарантирования пенсионных накоплени

Необходимым элементом взаимоотношений между негосударственными пенсионными фондами и страхователями в рамках обязательного пенсионного страхования я вляется заключение договора об обязательном пенсионном страховании.

Договор об обязательном пенсионном страховании — это соглашение между НПФ и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований назначить застрахованному лицу пенсионную выплату (либо выплаты правопреемникам).

Алгоритм перехода из ПФ РФ в НПФ достаточно прост. (слайд 20)


Если гражданин изъявил желание перейти из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд, он должен написать заявление в Пенсионный фонд РФ о переходе в НПФ и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ.

На основании этих документов пенсионные накопления (накопительная часть пенсии) будут переведены из ПФ РФ в НПФ для учета и инвестирования. При наступлении пенсионных оснований из этих средств НПФ назначается выплата накопительной пенсии.

Порядок и условия исполнения НПФ обязательств по договорам об ОПС определяются страховыми правилами НПФ.

В 2021 году в РФ функционировало 43 негосударственных пенсионных фонда с клиентской базой порядка 3 млн. чел. Средневзвешенная годовая доходность пенсионных накоплений составила за 2021 год 4,7%, что примерно соответствует средней доходности банковских депозитов.


Вячеслав Казанцев, специалист РЦФГ Кировской области